Балалайка

История


Вдохновляющее

Три струны


Устройство

Устройство

Струны

Изготовление


Обучение игре

Начало

Где учиться


Исполнители и коллективы

Оркестры

Ансамбли

Балалаечники


Записи, ноты

Ноты

Поэзия

Юмор


События

Архив


Общение, связь

Гостевая

E-mail


Ссылки по теме


Опросы

Поиск


Балалайка | Исполнители и коллективы | Солисты | Трояновский Борис Сергеевич


Борис Сергеевич Трояновский (1883-1951) был российским музыкальным самородком - виртуозом. Его называли "русским Паганини", "виртуозом", "королем балалайки", "балалаечником Кубеликом" (в честь прославленного чешского скрипача-виртуоза и композитора Яна Кубелика). Он был неповторимым, самобытным музыкантом - основоположником современной школы виртуозного исполнительства на балалайке.

Трояновский Б.С.

Родился в Новоржевском районе Псковской области в селе Ругодево. На Псковской земле ежегодно проходит фестиваль народной музыки, посвященный его памяти.

С 1904 по 1911 год он являлся солистом Великорусского оркестра Василия Васильевича Андреева. Виртуоз-балалаечник много ездил по России, побывал за границей - в Германии, Англии, Франции, Америке... Ему рукоплескали Берлин, Лейпциг, Гамбург, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго, Вашингтон. В Англии осенью 1909 года Б. С. Трояновский был приглашен в замок Виндзор играть на балалайке в присутствии двух королей - английского и португальского. Английский король, как писали газеты, "выразил большую похвалу и удивление, что на таком простом инструменте можно играть серьезные вещи".

В 1910 году Трояновский снова посетил Англию. В Лондоне он познакомился с выдающейся французской артисткой Сарой Бернар и по ее приглашению, прервав на время гастроли в Англии, выезжал в Париж, где дал несколько концертов в ее театре. До конца своих дней Трояновский вспоминал поездку ко Льву Николаевичу Толстому в Ясную Поляну. С 4 по 6 июня 1909 года музыкант общался с великим писателем, играл для него на балалайке. Лев Николаевич одобрительно отозвался об игре Трояновского, порекомендовал ему ряд новых народных песен. Автор "Войны и мира" подарил балалаечнику свою фотографию и написал: "Борису Сергеевичу Трояновскому как выражение благодарности за большое, давно не испытанное удовольствие, доставленное мне его самобытно-талантливою игрой". Жена писателя Софья Андреевна сфотографировала Б. С. Трояновского с Львом Николаевичем для своего альбома. Позже Л. Н. Толстой сказал: "В игре Трояновского на балалайке звучит сразу как будто несколько инструментов. Очень хорошо!"

В 1912 году, покинув оркестр В. В. Андреева, Трояновский снова совершил большую поездку по стране вместе с артистом Мариинского театра А. М. Давыдовым. Вот несколько отзывов из тогдашних газет. "Бурю восторгов вызвала виртуозная игра на балалайке г. Б. С. Трояновского" "Талантливый артист - безупречный техник извлекал из трехструнной балалайки... поразительные по нежности звуки". "Сказать, что г. Трояновский - выдающийся виртуоз на незатейливом инструменте - недостаточно. Это какой-то волшебник".

В Петербурге в зале городской думы 17 апреля 1913 года состоялся концерт, в котором наряду с другими артистами в нем принял участие Б. С. Трояновский. Сборы, как значилось в афише, пошли "на усиление средств экспедиции лейтенанта Седова на Северный полюс".

В 1914-1915 годах балалаечник после успешных гастрольных поездок в Швецию, Данию и Румынию, за большие заслуги в деле пропаганды русской музыки Трояновскому было присвоено высшее по тем временам звание "солист его императорского величества". Вместе с ним это звание получили такие выдающиеся артисты, как Шаляпин, Собинов, Фигнер. Борис Сергеевич был награжден орденами Станислава и Анны, румынским и черногорским орденами, а также знаком и медалью Красного Креста за полезную артистическую деятельность во время войны с Германией. Он много и успешно выступал на фронте перед русскими солдатами.

Но Б. С. Трояновский был не только прекрасным исполнителем на балалайке. Он талантливо делал обработки народных песен. Такие песни, как "Светит месяц", "Из-под дуба, из-под вяза", "Уральская плясовая", "Цвели, цвели цветики", "У ворот, ворот", "Яс комариком плясала", и многие другие входили в репертуар балалаечника и вместе с ним объехали полсвета, вызывая изумление и восторг слушателей везде, где побывал исполнитель.

С подлинным мастерством Борис Сергеевич сделал переложения таких известных вещей, как "Пляска смерти" Сен-Санса, "Фантазия на темы оперы "Кармен", "Испанское каприччио" Римского-Корсакова. Обладал Трояновский и оригинальным композиторским даром. Им, например, была написана сюита для балалайки с симфоническим оркестром.

После Великой Октябрьской революции Борис Сергеевич выступил одним из инициаторов создания в Москве первого профессионального ансамбля русских народных инструментов под управлением П. И. Алексеева. От этого коллектива ведет начало прославленный Государственный академический русский народный оркестр имени Н. Осипова.


Rambler's Top100 Яндекс цитирования


2003-2009 © Балалайка


Сайт управляется системой uCoz